Перейти к основному контенту
Прислать свой сейв

Рецензия на Civilization V: Brave New World

Господин Хаксли как в воду глядел — теперь каждая игра окружена свитой контента, паков оружия и прочей ерунды. Но так было не всегда. Firaxis умело совмещает два подхода. Одной рукой клепает DLC на вынос и в розлив, другой мастерит мощные дополнения. В Gods and Kings вернули религию, и не в виде блестящей мишуры, а как рабочий инструмент, комплект рычагов для управления государством и даже давления на соседей по планете. Новое дополнение Brave New World совершает такой же трюк с дипломатией, идеологией и торговлей: теперь нам позволено душить друг дружку политическими решениями, строить счастливое будущее с красивыми лозунгами и... грабить караваны!

Рецензия на Civilization V: Brave New World


Все-таки самый серьезный переворот устроили в сфере культуры. Проект «Утопия» отправился в утиль (это в дополнении-то с названием «О дивный новый мир», какая ирония!). Культурная победа больше не достигается путем полного изучения пяти отраслей социальных институтов — это была довольно-таки странная условность. Чтобы привлечь к себе сердца вражеского населения, вам придется создать мощную туристическую индустрию.

Да, вот такое новое слово в игре — туризм. И измеряется он, соответственно, очками туризма (а если верить условному значку — чемоданами). Заманивать иностранных граждан призваны великие произведения, созданные не менее великими художниками, музыкантами и писателями. Родился Достоевский, написал «Преступление и наказание», запихиваем его работу в какой-нибудь Лувр — потому что труды требуют ячейки в одном из культурных заведений или чудес света. Ждем гостей из-за бугра.

Рецензия на Civilization V: Brave New World


Кроме того, на плотность турпотока влияют различные модификаторы, общественные институты, свойства зданий, цивилизаций. Как и многое в Civilization V, культурную победу нужно собрать, словно в конструкторе: найти подходящие друг к другу детали и соединить их согласно одному великому чертежу.

Новый «ресурс» изменяет самую идею культурной победы. Будь у вас хоть 5000 очков культуры в ход — это ни на шаг не приблизит к доминированию в умах людей, зато защитит от иноземного влияния. Изменилась цель, изменились и средства: упор придется делать на великих людей и повышать их рождаемость любой ценой; переживать золотой век настолько часто, насколько можно; строить гостиницы и другие здания туристического характера. Совершенно другой подход, и как итог — культурная победа перестала быть самой легкой, и миролюбивым «цивилизаторами» придется попотеть.

Условия дипломатической победы, в отличие от культурной, не изменились. Здесь революция свершилась в другой плоскости. Раньше создание ООН почти завершало игру — оставалось лишь выбрать генерального секретаря, и дело с концом. Brave New World вводит предтечу «Объединенных Наций», Мировой Конгресс. Его организует у себя цивилизация, которой удалось раньше всех отыскать своих коллег, а потом время от времени проводит заседания.

Рецензия на Civilization V: Brave New World


Шишки мирового масштаба вносят проекты и голосуют за них — что очень важно, при этом учитываются голоса городов-государств. Поддержка «миноров» годится теперь не только для победы в ООН, но и для принятия выгодных решений. Среди резолюций нет «рубящих сплеча», вроде вторжения в страну с «миротворческой миссией», но испортить жизнь врагу и подсластить пилюлю себе еще ой как можно.

Установить торговое эмбарго, аннулировать бонусы одного из ресурсов роскоши, понизить скорость рождаемости великих личностей творческого склада — и спровоцировать бэби-бум технарей. Самая настоящая война без единого выстрела. С одним «но»: выдвигая неприятные отдельным персонам решения, вы рискуете навлечь на себя гнев этой персоны. Всевластье за столом переговоров не отменяет необходимости в плотной обороне.

Рецензия на Civilization V: Brave New World


Взаимным вредительством Мировой Конгресс не ограничивается. Некоторые проекты несут исключительную пользу: Всемирная ярмарка, Международные игры, МКС, наконец. Но не весь мир в полной мере насладится коллективными благами: больше пользы извлекут те, кто выделит больше производственных мощностей. Хвататься за все подряд неразумно. Глобальные соревнования пригодятся поборникам туризма, Всемирная ярмарка — настоящий подарок «культурным» цивилизациям, а МКС, понятное дело, катализатор науки. Будь таких резолюций поболе, цены Мировому Конгрессу не было бы — хотя он и так вносит в игру немало интересного.

Как бы ни хвасталась команда Сида Мейера своими успехами в симуляции политической экосистемы, их все равно стоит упрекнуть за тягу к упрощениям. Когда-то давно, еще в третьей Civilization, было целых семь форм правления, а в пятой части их низвели до трех идеологических парадигм: свобода, порядок или автократия. Причем ютились они в окне общественных институтов, представляющих собой скорее ценности народа и мышление, чем конкретные идеологии.

Теперь эти три идеологические ветви выселили в отдельное окно. Они напоминают пирамиды из трех уровней, в которых расположены ячейки. В каждую из ячеек можно «вставить» доктрину на выбор, формируя собственную парадигму режима.

Рецензия на Civilization V: Brave New World


Прежде идеология влияла на режим в общем, теперь же изменения более тонкие. Например, в исходной Civilization V автократический лидер был попросту обязан развязывать войны — военные бонусы обязывали. В Brave New World же адепт тоталитаризма воюет не всегда: из прибавок можно выбрать, скажем, прирост к туризму или ускорить развитие науки. Конечно, многие бонусы направлены именно на боевые действия, но кто заставляет их подбирать?

То же касается других идеологий: носители демократии могут на славу повоевать, хотя торговать им написано на роду, а коммунисты вообще самые разносторонние — тут и культурные преимущества, и армейские, и промышленные, и научные. Как результат — более гибкая политика, а также забавные и неожиданные сочетания, вроде демократического Китая или «красных» Соединенных Штатов.

Экономическая сфера поменялась куда меньше, зато Firaxis добавили караваны. Торговцы курсируют между двумя городами, принося каждый ход стабильную прибыль. Для тех, кто не гонится за барышами, прибыль будет не так уж велика, но если озаботиться подходящими бонусами в общественных институтах и заранее выбрать «торговую» нацию, навар составит до трети общего дохода как минимум.

Однако, в целом, торговые пути — скорее приятное дополнение, чем стратегическое преимущество, даже несмотря на то, что караваны перевозят еще и очки науки. И религию, кстати, распространяют, хотя и не так яростно, чтобы использовать эту способность нарочно.

Разумеется, ни одно дополнение к Civilization не может обойтись без новых фракций. Вот и в Brave New World появились новые лица — и некоторые из них просто идеально приспособлены к новым условиям.

Рецензия на Civilization V: Brave New World


Бразильский король Педро Второй хорош тем, что уровень туризма в ходе золотого века удваивается, а великие люди рождаются заметно чаще. Отличный выбор для тех, кто стремится к культурной победе — и может обеспечить систематический золотой век.

Венецианский правитель Энрико Дандоло не может основывать новые города, зато его великие торговцы умеют превращать города-государства в марионеток либо один раз приносить целую гору денег, а количество торговых путей удвоено. Вот уж у кого торговля идет на лад, да так, что золота хватает на покупку городов (!) у компьютерных противников. Меньших финансовых успехов добилось Марокко, но его преимущества (дополнительное золото за каждый международный торговый путь) позволяют разжиться недурным капиталом.

Не все народы получили действительно полезные способности. Индейцам из племени шошонов дали всего лишь дополнительные территории для города и боевой бонус для войск в пределах своих границ. Что с этим делать, кроме как сидеть и ждать Апокалипсиса, — не очень понятно. Индонезия тоже в недоумении: три новых города на других континентах дают по два уникальных ресурса — полезно, спору нет, но не в долгосрочном плане.

Дополнению почти по всем статьям удалось не посрамить честь мундира. Нововведения отточены, работают исправно и — что самое главное! — нужны как вода. Пожалуй, теперь, когда под редактуру попало столько важных игровых аспектов мирного времени, пора бы заняться боевыми действиями — на наш взгляд, эта часть «Цивилизации» нуждается в совершенствовании, тем более после масштабной реконструкции, которую ей устроили в пятой игре серии. А там, глядишь, и Civilization VI анонсируют.

Еще для этой игры вы можете скачать у нас:

Трейнеры

Написать комментарий