Перейти к основному контенту
Прислать свой сейв

Рецензия на Shadowrun Returns

Как быстро летит время! Кажется, еще совсем недавно я вместе с друзьями допоздна засиживался за старушкой Sega Genesis... Тогда же я впервые узнал о существовании вселенной Shadowrun. Вот уж действительно — оригинальная концепция будущего! Большой открытый мир, управляющие им глобальные корпорации, уличные самураи, на 90% состоящие из имплантатов, плывущие по волнам цифровой информации хакеры и шаманы, посылающие во врагов разряды молний и огненные шары, а орки и эльфы там гармонично сосуществовали с человеком третьего тысячелетия... Но было и несколько проблем: во-первых, пиратский картридж без возможности сохраняться, во-вторых английского я тогда еще толком не знал.

Рецензия на Shadowrun Returns


Прошло пятнадцать лет. Sega как производитель консолей приказала долго жить, а любимые игры с картриджей перебрались в стимовскую коллекцию. И вот уже не мама, а сын моего друга называет нас «ночными игрушниками». Но игромания не отпускает, и, как видно, возращение в прошлое постепенно входит в моду. Там, где крупные издатели не рискуют реанимировать старые культы, помогают те, для кого любимые игровые серии стали частью жизни, — мы с вами.

Если в магазинах не удается найти подходящий пиджак, приходится обращаться к портному. Примерно так и появилась на свет Shadowrun Returns. За время существования кампании по сбору средств на Kickstarter поклонники собрали почти два миллиона «вечнозеленых президентов». Кто-то поддержал проект из-за интересной вселенной, другие просто поддались ностальгическому порыву — шутка ли, изометрическая тактическая ролевая игра с пошаговыми боями в 2013 году!

Рецензия на Shadowrun Returns


Начнем с хорошего — с того, чем начинается сама игра. Harebrained Schemes соорудили отличный конструктор для нашего протеже, почти как в классических ролевках. На выбор предлагают пять рас и шесть специализаций. Каждая профессия подразумевает определенный стиль игры и индивидуальную систему навыков.

Декер (так в игре называют хакеров) вряд ли выживет в «мире мяса и костей», зато будет прекрасно себя чувствовать в виртуальной реальности. Уличные самураи крошат всех и вся а-ля Росомаха. Шаманы вызывают духов природы себе в помощь, а технари-инженеры аналогично используют роботизированную технику.

Рецензия на Shadowrun Returns


В каждой ветке умений заложен прекрасный потенциал для выстраивания собственной схемы ведения боя. Хочется разорваться и поиграть каждым героем, опробовать разные навыки, сравнить их и в конечном счете выбрать самый интересный для себя класс. А это уже неплохой задел на то, чтобы пройти это мрачное, на стыке нуара, фэнтези и киберпанка, детективное приключение не один раз.

Как и в ролевках старой школы, текста в Shadowrun Returns много. Настолько много, что некоторые отвернутся от игры уже на первой миссии. И все — на чистейшем английском! Но даже если ваше знание лексики не ограничивается туристическим разговорником, приготовьте словарик — диалоги не только изобилуют специфическим для Shadowrun сленгом, но к тому же написаны литературным языком. Что и не удивительно, с таким-то количеством новелл по мотивам исходной настолки.

Рецензия на Shadowrun Returns


Осложняет восприятие текста то, что диалоговые окна намертво приклеены к правой кромке экрана, и, если вы играете на широкоформатном мониторе, приходится постоянно скашивать глаза. Несколько месяцев таких упражнений, и легкая форма косоглазия вам гарантирована.

Пробираться через тонны текста становится еще труднее, когда на психику начинает давить постоянная тишина. Видимо, на озвучку уже не хватило средств, поэтому за всю игру вы не услышите ни одной живой реплики, а однообразный саундтрек сводит с ума похлеще будильника.

Рецензия на Shadowrun Returns


Последняя реинкарнация Shadowrun получилась очень архаичной. Да, ностальгия и все такое... Да, возможно кто-то этого и хотел — получить в хорошем смысле старую игру. Но в таком случае Kickstarter способствует не развитию индустрии, а, наоборот, деградации. Поздно! Мир уже увидел Fallout, Arcanum, Jagged Alliance, Silent Storm, The Fall: Last Days of Gaia, «Код доступа: рай» и еще множество тактических ролевых игр, но Harebrained Schemes не стала учитывать весь накопленный жанром опыт. По некоторым параметрам игра проигрывает даже Shadowrun образца 1994 года. Не «олдскул», а фикция.

Первое, что бросается в глаза (и чему посвящена не одна тема на форуме Steam): в Shadowrun Returns нет сохранений! Прямо как на том старом пиратском картридже. Никаких F5–F8, только автоматические контрольные точки в начале каждой локации. Можно сорок минут бродить по карте, в самом конце случайно поймать лысой шаманской головой критическое попадание и начать с начала. Memento mori, как говорили древние римляне, о смерти приходится помнить постоянно. И это далеко не плюс в копилку Shadowrun Returns.

Рецензия на Shadowrun Returns


К примеру, в первом Fallout подобное было бы весьма некстати. Огромные города, тонны диалогов, спрятанные в каждом шкафчике вещи — перепроходить все это несколько раз подряд? Увольте. Shadowrun Returns в этом плане можно сделать поблажку, но радости это не доставляет.

Впервые оказавшись на улицах будущего, очень скоро понимаешь, что делать там нечего. Огромные пространства тонут в пустоте. На всей локации можно встретить одного-двух сюжетных NPC, в редких случаях найти гранату или аптечку в каком-нибудь ящике. Единственным стимулом изучать окрестности остается сюжет и банальное любопытство.

Рецензия на Shadowrun Returns


Об открытом мире говорить тоже не приходится. Продвигаясь в расследовании, наш персонаж просто перемещается от одной точки к другой, словно лошадь из загона в загон, почти как в прошлогоднем XCOM: Enemy Unknown или в Fallout Tactics: Brotherhood of Steel. Спасти ситуацию могли бы побочные задания, но их нет.

Рецензия на Shadowrun Returns


Разумеется, разделить свои горести можно с другими наемниками, ведь брать штурмом головной офис крупной корпорации в одиночку немыслимо. Но в Shadowrun Returns, в отличие от классических RPG, нет постоянных компаньонов. Собирать команду из вольных тружеников ружья, клавиатуры и магии придется перед каждым новым заданием. Волонтеров среди них нет, так что, закупаясь в магазине, не забудьте оставить нужную сумму на зарплаты, иначе отправитесь приключаться в одиночку.

Рецензия на Shadowrun Returns


Жаль, но тратить кровно заработанные почти не на что. По количеству и разнообразию тех же имплантатов игра уступает первому Deus Ex, а по оружию и подручным средствам — почти любой ролевке конца прошлого века. Все эксклюзивные и дорогие вещи появляются в магазине лишь перед финальной миссией — это вгонит в тоску любого манчкина.

В некоторых моментах вместо наемников игра подсовывает нам в товарищи побочных сюжетных персонажей. Ребята это матерые и со своей задачей справляются, а вот самолично набирая команду, очень легко ошибиться, и тогда очередная вылазка превращается в один из кругов ада.

Рецензия на Shadowrun Returns


Особенно это касается декеров. Гении взлома и добычи информации из цифрового мира почти бесполезны. И дело не в том, что их навыки и специализация не способны принести пользу на поле боя, — их просто негде применить. Кампания построена так, что пребывать в виртуальном пространстве получается чуть чаще, чем простому человеку в открытом космосе. Выбрав хакера в качестве основного персонажа, большую часть времени придется проводить в глубоком тылу, пытаясь из-за спин напарников хоть в кого-то попасть из пистолета.

Тут снова хочется вспомнить Shadowrun на Sega Genesis. Там, управляя декером, вы, по сути, получали совершенно другую игру. Вместо уличных перестрелок в реальном времени все проблемы решались взломом компьютеров, и бои в виртуальном пространстве уже проходили по механике, напоминающей о серии Phantasy Star.

Рецензия на Shadowrun Returns


Взаимодействие с командой при этом остается за гранью современной игровой логики. Передать аптечки или гранаты, купить наемнику лучшую винтовку или броню, собственноручно раскидать его очки опыта? Все это есть в настольной редакции Shadowrun, в версии игры 1994 года, в любой мало-мальски серьезной ролевой игре, но только не в Shadowrun Returns! Тут на вас словно накидывают смирительную рубашку.

Рецензия на Shadowrun Returns


Боевая тактика при этом полностью основывается на умениях персонажей. «Бегущие в тени» не могут сесть и лечь, чтобы точнее целиться, а возможность стрелять по выбранным конечностям перенаправили прямиком в линейку навыков: вложились в ветку дробовика — сможете стрелять по ногам, уменьшая доступные противникам очки действия, улучшите навык владения винтовкой — сможете стрелять в голову, рассчитывая на критическое попадание.

Рецензия на Shadowrun Returns


Впрочем, все умения работают. Ненужных способностей нет. И пока ваш персонаж совершенствуется, пока открываются новые умения и экипировка — игра удерживает у монитора клещами. Тактические возможности наращиваются пропорционально пройденным миссиям, и, достигая своего пика, когда количество полученных навыков позволяет выстраивать длинные стратегические маневры, игра внезапно ставит точку. Как же так, господа?

Очень многие моменты в Shadowrun Returns требуют правки, и, к счастью, разработчики поделились обещанным редактором. Работа по улучшению игры уже вовсю кипит в Steam Workshop. Появляются новые наборы оружия, и уже сейчас можно усилить своего мага особыми татуировками вместо имплантатов, ухудшающих эффективность заклинаний. Кто-то работает над модулем с открытым миром, а кто-то добавляет новые графические элементы. Но хватит ли энтузиастам сил собрать что-то более стоящее, чем кампания основной игры?

Рецензия на Shadowrun Returns


Глядя на вечные споры между консольщиками и персональщиками, я всегда вспоминаю о тех теневых мастерах, которые вдыхают новую жизнь в старые хорошие игры. Благодаря преданным модостроителям люди до сих пор играют в серию Fallout, Heroes of Might and Magic 3 и 4, могут бродить в Мор. Утопия в высоком разрешении, и мы даже не сомневаемся, что Shadowrun Returns ждет не одно преображение.

Хорошая, а после недавнего патча еще и более глубокая и сбалансированная система развития персонажа не успевает полностью раскрыться в рамках сюжета. Разработчики почему-то сделали упор лишь на внешнюю сторону проекта. Стилизовали под «старую школу» и были таковы.

Рецензия на Shadowrun Returns


Миру Shadowrun остро не хватает широты и детальности, разнообразных ситуаций, в которых игроку требовалось бы нечто большее, чем грамотно расставить персонажей по укрытиям. После прохождения Shadowrun Returns остается впечатление, что основная кампания — не более чем демонстрация возможностей предложенного разработчиками редактора. У игры огромный потенциал, но повышать из-за этого итоговую оценку мы не станем. Пусть лавры достанутся тем, кто прямо сейчас, жертвуя личным временем, делает Shadowrun Returns лучше.

Еще для этой игры вы можете скачать у нас:

Трейнеры

Написать комментарий